Танец живота и психотипы
Психолог Ирина Соловьёва для журнала «Ориенталь»
Наше тело и наша психика тесно связаны и тождественны. Все значимые события, произошедшие в психической жизни, фиксируются и откладываются в теле, но в свою очередь и тело активно влияет на психику – и тогда круг замыкается. Кроме того, каждая часть тела имеет свою символику, несет определенный психологический смысл.
Давайте проведем небольшой эксперимент – попробуйте медленно, напрягая мышцы, с усилием кого-то или что-то к себе притянуть, при этом произнося:
- Да! Дай! Хочу! Иди ко мне!
Готово? А теперь попробуйте кого-то оттолкнуть со словами:
- Нет! Не надо! Не хочу! Уходи!
В первом случае активно работает бицепс, во втором – трицепс. И на психологическом уровне эти мышцы отвечают именно за эти функции – притягивания и отталкивания. Если ребенку в детстве не давали «притягивать» («Ты что, жадина? Хорошие дети так себя не ведут!») или «отталкивать» («Ты не хочешь есть манную кашу? Ты что – не любишь маму?»), то это отразится как на физическом уровне, так и на психологическом. Что касается телесности, то если ребенок сдался, его мышцы будут перерасслабленными и как бы дряблыми; если же ребенок отчаянно боролся за себя, то его мышцы будут перенапряжены. На психологическом уровне возникнут трудности с тем, чтобы что-то взять, принять заботу, попросить о чем-то («притянуть») – либо, соответственно, с тем, чтобы сказать «нет», отказать в просьбе («оттолкнуть»).
Подобная логика, связывающая телесность и психику, верна и для других мышц.Эту теорию в 1960-е гг в Дании стала развивать Лизбет Марчер, и она стала основательницей такого направления телесно-ориентированной психотерапии как бодинамика. В бодинамике четко прописана связь между психологическими и телесными особенностями и, в соответствии с этим, разработана система психотипов. Каждый психотип имеет определенные телесные, поведенческие, эмоциональные особенности, свои ресурсы и слабые стороны. При этом важно помнить, что и «слабость» порой может обернуться «силой», если умело ее задействовать.
«Психотип» здесь – не некое клеймо или штамп, это одна из сторон нашей личности. Кроме того, не бывает психотипов в чистом виде – в одном человеке могут быть черты разных типов.
А так как в танце наша телесность проявляется особенно ярко, то мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми из этих психотипов и – возможно – найти себя…
Ментальный тип. Все время внутренне отвечает на вопрос «Быть или не быть?» Внешне эти люди достаточно худощавы, пропорции обычно вытянутые, как бы удлиненные. У них часто бывает отрешенное выражение лица, они словно устремляются взглядом в астрал. Любят асимметрию – в позах, в одежде, в украшениях… Часто мерзнут, любят во что-то кутаться. Вообще склонны замыкаться в себе, сидеть дома либо улетать мысленно в неведомые дали – это своего рода моллюски в раковине, внешне отрешенные, а внутри ранимые и чувствительные. У них хорошее аналитическое мышление, однако они несколько отрешены от чувств, живут как бы вне своего тела, поэтому среди танцовщиц этот тип встречается не так уж часто.
Хотя к этому типу больше склонны мужчины, но он встречается и среди женщин. И именно этим женщинам очень полезен танец живота: он как бы возвращает их в тело, учит жить опущениями, давать волю эмоциям, и они словно решают: «Да, быть!..»
Такая танцовщица, скорее всего, будет обладать хорошей техникой, тщательностью подготовки, словно математической отточенностью движений – однако ее танцу может не хватать огня, экспрессии. Ведь даже если внутри бушуют эмоции, ей трудно выпустить их вовне, вылезти из своей раковины.
Тем не менее, у нее есть огромный ресурс – креативность, фантазия и аналитичность мышления. Со временем из этой танцовщицы может получиться великолепный хореограф, постановщик танца. И преподаватель – она сможет замечательно передать техническую сторону танца, объяснить самые сложные элементы. Правда, ученикам такая преподавательница может казаться холодной – пока они не поймут, что она просто сдержанна.
Эмоциональный тип. Его внутренний девиз – «Я люблю, и значит, я живу!..» Во многом это противоположность предыдущего типа: ему свойственны огромная эмоциональность, выразительность, общительность, потребность в контакте, умение ладить с людьми, страх одиночества… Эти люди склонны к полноте, они говорят много и достаточно быстро, при этом чуть наклонившись вперед, к собеседнику. У них выразительный взгляд и много обаяния. Однако их часто захлестывает чувствами, им с ними трудно справляться. Такого человека может быстро стать «слишком много» - помните ослика из «Шрека»? Вот-вот…
Танцовщица этого типа может замечательно использовать свою эмоциональность, выразительность, ей легко устанавливать контакт с залом. Она может отпустить свое тело, прочувствовать музыку, импровизировать. Однако, разогнавшись, она может начать опережать музыку – и, идя на поводу чувств, допускать технические ошибки. Кроме того, такой танцовщице достаточно тяжело даются конкурсы, так как ей трудно справиться с волнением, и невысокие оценки судей она может воспринять как личную к себе неприязнь.
Но на фестивалях, где не так высок фактор стресса, эти танцовщицы просто незаменимы – они помогают создать по-настоящему теплую и дружескую атмосферу. Так и на занятиях – чем больше в студии женщин с этой структурой характера, тем более «семейная» и дружелюбная атмосфера. Если к этому психотипу относится сама преподаватель, то ее занятия выходят за рамки обычной тренировки и превращаются в своего рода «женский клуб».
Ранняя структура потребности. Мать в младенчестве не дала достаточно заботы, и ребенок внутренне решает, что не имеет права на заботу. Такие люди выглядят немного потерянно, испуганно. Они кажутся хрупкими и ранимыми. Взгляд и выражение лица так и остаются детскими. Голова может быть чуть вытянута вперед, как у черепашки – и таз тоже подается вперед, но это не сексуальное движение, а немножко детское. Они все время порываются заботиться о других – но недоумевают, когда кто-то проявляет заботу по отношению к ним самим. А вид при этом жалобный, как у поросенка Фунтика: «Подайте на домики для бездомных поросят!»
Такие танцовщицы кажутся женственными, трогательными. Они, даже будучи уже в возрасте, напоминают юных девушек. Мужчина рядом с ними начинает чувствовать себя отважным джигитом и величественным султаном, причем одновременно. Однако подобные танцовщицы редко делают большие профессиональные успехи в сольной карьере, так как им не хватает уверенности в себе, они легко пасуют перед трудностями и боятся обидеть других. Танец живота скорее станет их любимым хобби.
Однако они могут все же избрать его своей профессией – если речь идет о преподавании. Из них может получиться заботливый преподаватель, однако организаторская деятельность – их слабое место.
Поздняя структура потребности. Мать сперва заботилась хорошо, а потом заботу свою отняла, поэтому внутри ребенка поселяются обида и разочарование. В результате формируется характер, противоположный предыдущему: в глазах таится подозрительность, в лице – скрытая обида. Они могут быть агрессивными – как явно, так и скрыто, сплетничая и злословя. Их щеки часто бывают впалыми, они склонны к худобе, часто сидят на диетах, отказываясь от еды.
Пытаясь восполнить отнятую в детстве любовь, они испытывают потребность «брать» - будь то на материальном или эмоциональном уровне,. Однако их трагедия в том, что они редко бывают довольны: им все время кажется, что или им дали «не то», или сейчас отнимут… Не довольны они и собой, особенно внешностью, хоть и постоянно ее совершенствуют.
Такие люди обычно бывают успешны в своей карьере – в том числе и в карьере танцовщицы. Им очень нужно внимание, любовь и признание, поэтому они стараются добиться признания как в виде известности, так и в виде высоких гонораров. И для этого у них есть необходимые упорство, сила воли и работоспособность. Однако даже публичного признания редко хватает для того, чтобы добиться признания у себя… И это заставляет их постоянно совершенствоваться, саморазвиваться, завоевывать новые творческие и профессиональные просторы.
Романтическая структура. Живет ожиданием встречи с Прекрасным Принцем, верит в Чистую Любовь, идеализируют отношения. Этот психотип склонен к тому, чтобы быстро влюбляться – и быстро разочаровываться. Женщины этой структуры могут показаться очаровательными, но инфантильными. Это «полудевочка-полуженщина», вне зависимости от возраста – вспомните Мерилин Монро.
У таких танцовщиц обычно очень подходящая для танца живота внешность: тонкая талия, приподнятые ягодицы, кокетливый взгляд, они часто игриво улыбаются, поправляют волосы – словно заигрывают.
Танец живота для этих женщин очень полезен, так как помогает активизировать их сексуальность и сделать ее более зрелой. Их беда в том, что у них есть расщепление сердечности и сексуальности: «Ты меня хочешь? Значит, ты меня не любишь?», «Ах, у нас такая прекрасная любовь! Зачем ее портить сексом?» И танец живота помогает интегрировать сердце и сексуальность.
Естественное обаяние этой танцовщицы всегда сможет завоевать симпатии зал, способствует сольной карьере, однако вряд ли здесь будет склонность к преподавательской деятельности.
Соблазняющий тип Сходен с предыдущим в том, что на бессознательном уровне здесь есть расщепление сердца и сексуальности. Однако, в отличие от романтического типа, соблазняющий выбирает именно сексуальность, а веру в любовь теряет. Но сексуальность этого типа – огромный его ресурс.
Поэтому ситуация соблазнения, возникающая при исполнении танца живота, этому психотипу хорошо знакома. Такая девушка не зажимается перед публикой, не стесняется своей сексуальности, а легко отпускает свое тело и хорошо устанавливает контакт со зрителем. Таких женщин легко распознать в жизни по дразнящей походке – у них очень подвижный таз, он как бы налит энергией, и, придя в беллиданс, такая женщина обычно легко выполняет движения бедрами. Движения пластичны и слегка замедленны – «Выступает, словно пава…» Естественно, все это является огромным ресурсом для занятия танцем живота.
Взгляд часто откровенно-призывный, причем сама женщина этого может не осознавать. Так что минус этого психотипа – большая часть сигналов посылается бессознательно, поэтому ответная реакция мужчин может стать искренней неожиданностью: «Что Вы, да я ничего такого в виду не имела!» Поэтому, используя свои ресурсы обаяния и соблазнения, лучше этот процесс осознавать…
Танец живота, как и в предыдущем случае, позволяет интегрировать сердечность и сексуальность. А женственность и природный магнетизм, сексуальность могут помочь такой танцовщице быть спешной в профессиональной карьере.
Меняясь психологически, мы меняемся и телесно: если наши взгляды на жизнь становятся более гибкими, то большую гибкость обретает и наше тело. Верно и обратное: телесные перемены помогают нам измениться психологически.
И танец живота, с одной стороны, помогает нам использовать ресурсы нашего психотипа, а с другой – корректировать его слабые стороны, открывать в себе новые ресурсы, гармонизироваться, обретать целостность… Ведь и телесный, и психологический пласт – все это части единой Личности.